Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Научите меня цахурскому»

Цахурский праздник. Фото: Курбан Омаханов

Историк и филолог Курбан Омаханов — о том, как он возрождает язык и культуру одного из древнейших народов Дагестана

Имара Багирова
23 декабря, 2014 13:43
8 мин
Древнеримский писатель Плиний упоминает в своей «Естественной истории» о народе «гикби». Это жители гор Дагестана «йихбы», с начала нашей эры называемые историками цахурами. Хотя эта народность считается самой малочисленной из титульных народов Дагестана, у нее очень древняя история. Корреспондент «Русской планеты» поговорил с автором сборника «Цахурский фольклор» поэтом, журналистом, ученым и цахуром по происхождению Курбаном Омахановым.
– Курбан Загирович, новый материал вами собирался в граничащих с Дагестаном районах Азербайджана. Там сейчас живет более половины цахуров?
– Закатальский, Кахский и Белоканский районы — это места исторического проживания цахуров. Там много наших сел с богатой древней историей. Даже цахурские семьи из Горного Магала, что в Дагестане, издревле зимой вместе со скотом перекочевывали в Закавказье на предгорные и равнинные территории. И во времена Советского Союза, когда мы были единым государством, мы часто пешком переходили через перевал. Утром уходили и к обеду уже были там, а к вечеру возвращались обратно. Много представителей нашего народа живут за рубежом, например, в Азербайджане. Добираться туда вынуждены в окружную, через пограничные пункты. Цахуры, живущие по ту сторону российской границы, ассимилировались с азербайджанцами. В городах и даже селениях многие цахуры по национальности относят себя к азербайджанцам. Например, в селении Кум Кахского района, где население около двух тысяч жителей, ни один человек не записан цахуром. Или вообще графу «национальность» убрали, пишут «гражданин Азербайджана». Старшее поколение еще представляются цахурами, а молодые особо не подчеркивают: азербайджанец он или цахур. Молодежь особо не говорит на родном языке.
– Наверное, в этом случае может помочь введение в школьный курс родного языка?
– В школах обучение цахурскому языку ведется, но, к сожалению, только в некоторых селах, например в Алибайрамлы и Сувагили. Мы хотели пробудить интерес молодежи к корням, к своему родному языку. Поговорили с ребятами, с их родителями о том, что связь между дагестанскими селами и теми, что находятся в Азербайджане, утрачивается. Забывается язык. Благодаря патриотам из местных обществ мы организовали обучение выпускников из школ села Алибайрамлы Закатальского района в дагестанских высших учебных заведениях по филологическому профилю.
–  Собирая материал по народному творчеству цахуров, проживающих по ту сторону Диндидагского перевала, вы, наверное, невольно сравнивали обряды и предания, бытующие там, с уже собранным по эту сторону материалом? Насколько они разнятся?
– Фольклорный материал тем и отличается от литературного, что он имеет вариативность. Некоторые свадебные обряды там заимствованы от азербайджанцев. У нас бывает «Цуман утагъ» (Зал жениха — прим. авт.), где проводят разные обряды, а там несколько по-другому. Можно проводить сколько угодно сравнений. Есть и вариация в произведениях устного народного творчества. Например, вариант и сюжет известной легенды о строительстве цахурской мечети, отличный от опубликованного. Азербайджанский женский танец плавный, а цахурские женщины, жившие в азербайджанских селах, умеют танцевать свой национальный, который отличается экспрессией и эмоциональностью. Сохранились и парные танцы, которых нет в азербайджанской народной хореографии. Например, традиционные танцы цахуров «Кемер», «Арзубахан», «Саlгьар макьам», «Гьихъа-гьикъа, йыlкьалхъа-йыкьалхъа».
 
Особое место в жизни цахурских сел занимали обряды, связанные со свадьбой и праздниками. В мусульманские праздники органично внедрились элементы древних верований. Параллельно с Ураза-байрам и Курбан-байрам в селах Закатальского, Белоканского и Кахского районов отмечается начало весны — Навруз (юххьванийн йыгъ) и проведение первой ритуальной борозды (вейца аччес). При этом Навруз здесь отмечается даже шире, чем в дагестанских селах. На празднике весны готовят блюда из зерен нескольких злаков, пельмени с яичной начинкой, пекут пироги, красят яйца. Разжигаются костры, поются обрядовые песни. Если в Горном Магале было большим событием возвращение скота и чабанов с зимних пастбищ, то на равнине сохранились обычаи проводов стад на альпийские луга, хотя сюда уже не перегоняют овец.
– Курбан Загирович, собирая фольклорный материал, вы одновременно просвещали жителей, вспоминали исторические факты, объединяющие разделенный народ, рассказывали об известных в Дагестане цахурах?
– Естественно. Жители многого не знают. Может еще потому, что их интерес к собственной истории не поощряется азербайджанской стороной. Показательны судьбы таких патриотов как Магомедшариф Шамхалов, Мубариз Исмаилов и других, с которым я там познакомился. По их разговорам понял, что их там «прессуют» азербайджанцы. Объявили «националистами», хотя они всего лишь пытаются делать что-то ради своего народа. Чуть что — сразу приходят с расспросами: «Ты чем занимаешься?», «Зачем?», «Почему?». Много вопросов задают. Как раз, когда мы с ними об этом говорили, зашли в гости молодые ребята из села Илису Кахского района, где говорят только на азербайджанском языке, а ведь в XVIII веке это село было столицей Илусуйского султанства, объединившего все цахурские общества. Там уже практически на цахурском не говорят. Тем не менее, ребята, когда поняли, откуда они родом, где их корни, изъявили желание учить цахурский язык. Это было очень приятно. Я им сказал: «Приезжайте, мы поможем поступить в университет». Обещали собрать документы и приехать. Вот с таким трудом возвращается то, что народ потерял.
– Возрождение это условно началось в 1990 году, когда Совет министров ДАССР принял Постановление «О введении статуса письменности для агульского, рутульского и цахурского языков»?
– Да, тогда утвердили алфавит цахурского языка на кириллице, который был разработан доктором филологических наук Гаруном Халиловичем Ибрагимовым и доцентом кафедры общего и сравнительного языкознания филологического факультета Дагестанского государственного университета Наби Гаджиевичем Исаевым. Но основоположником цахурского литературного языка был и остается профессор Селим Абдуллатипович  Джаваров. С именем Гаруна Халиловича Ибрагимова связано возрождение цахурского языка и литературы. Пять лет спустя начали выходить республиканская газета «Нур» и детский журнал «Лачин». На телевидении и радио на цахурском языке выходят передачи, которые ведут выпускники нашего факультета.
– Не было желания доказать, что цахурский язык — самый трудный из дагестанских языков?
– Зачем кому-то что-то доказывать. Каждый выделяет свой язык, кто-то называет его самым трудным, кто-то — самым легкозапоминаемым, кто-то устремляет взгляд к историческим корням. Каждый язык уникален, в каждом из них есть свои трудности и сложности.
Цахурский — один из древнейших языков Кавказской Албании и это не оспаривается. На нем не писали истории и не творили, но он существовал. Не утихли еще споры о национальной принадлежности известного поэта Низами. Но даже ученые Азербайджана признают, что Низами Гянджави из села Кум, которое сейчас находится в Азербайджане, но это село исконно цахурское. У него нет ни одного произведения, написанного на тюркском или на азербайджанском языках, как он может быть азербайджанцем? Он писал на фарси, жил в Куме, потом переселился в Гянджа. Я пока не готов представить аргументы, но, как говорят критики, не важно, кем был Низами по национальности, его творчество принадлежит всему миру.
– Так же, как наследие Александра Сергеевича Пушкина. А кто из цахуров оставил летопись своего народа?
– Хронику истории цахуров в конце XVI-начале XVII веков составил Аллахверди Цахурский. Собственно его труд «Цахурнаме» полностью не сохранился, фрагменты из него опубликованы в работах русского языковеда Анатолий Несторович Генко. Аллахверди был мусульманином, изучал историю и языки: армянский язык, грузинский язык, построил церковь, которая сохранилась в городе Кахе под названием «Аллагьведийна кил'са» (Церковь Аллахведий — прим. ред.). Он хотел вернуть цахуров в христианство, но не нашел поддержки, поэтому ушел в Азербайджан и основал христианскую общину в Кахе. Как и Аллахверди из Цахура, учеными были Молла Абдулла из Цахура и Курбан-Эфенди из Мишлеша.
Среди известных цахуров прошлого много людей искусства. Традиции фольклора изучаются по творчеству ашугов Гаджиали из Цахура, Гусейна из Мишлеша, Шихамира из Гельмеца, Назира из Сувагиля и других поэтов-певцов. Песни исполнялись на родном и азербайджанском языках, а рассказы, сказки, плачи-притчи передавались на родном цахурском. Вот и собираем то, что сохранилось вопреки историческим бурям, вдохновляясь фразой Антуана Сент-Экзюпери «Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить».
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ