«Свои же машины арендуем у работодателей»
Фото: ТАСС / Дмитрий Рогулин

Фото: ТАСС / Дмитрий Рогулин

Сколько зарабатывают и сколько платят водители маршрутных такси в Махачкале

В Махачкале бурно обсуждают грядущее повышение цен за проезд в маршрутных такси. Речь идет о повышении тарифов за проезд на маршрутках с 14 до 17 рублей и установлении «вечернего тарифа» до 20 рублей. В последний раз цену меняли в феврале 2013 года. С требованием повысить тариф на прошлой неделе бастовали водители «маршруток». На встрече с чиновниками протестующие объясняли свое требование повышением цен на бензин с 30 до 35 рублей и на газ с 14 до 20 рублей за литр. Участники митинга также указывали на рост цен на многие другие товары. Однако водители, которых опросил корреспондент «Русской планеты», отмечают, что повышение цен — это инициатива не их, а руководства автотранспортных предприятий. Водители уверены, что вместе с повышением тарифов поднимется цена путевых листов и размер прочих собираемых с водителей платежей.

Маршрутные такси — единственный, практически безальтернативный вид транспорта в столице Дагестана, где по официальным данным проживает 750 тыс. человек. Автобусов в городе практически нет, а троллейбусы в небольшом количестве курсируют на нескольких линиях. 26 ноября в ходе «прямой линии» свое недовольство предстоящим повышением тарифов за проезд главе Дагестана Рамазану Абдулатипову высказал дозвонившийся в студию житель Махачкалы. Отвечая на вопрос жителя столицы, Абдулатипов сказал следующее: «Надо свести на нет разного рода поборы и за счет этого, может быть, даже снизить цену на проезд. Но здесь есть вопрос конкурентоспособности этих водителей… Во всяком случае никто никакого решения еще не принимал».

Присутствовавший в студии исполняющий обязанности главы города Махачкалы Магомед Сулейманов сказал следующее: «Речь идет о повышении тарифа на перевозку пассажиров на 3 рубля. Мы добро не дали. Этот вопрос обсуждается. Водители маршрутных такси сами отказываются перевозить людей. Из 3 тысяч водителей 1000 уже отказываются — говорят, невыгодно. С ними очень тяжело разбираться. Это замкнутый круг. Мы готовы принять решение, отказаться. Но у нас сегодня нет ни автобусов, нормальных троллейбусов, с транспортом очень тяжело. Поэтому к этому вопросу не то, что аккуратно — ювелирно должны подойти».

Однако в этот же день, 26 ноября, начальник управления промышленности и транспорта Махачкалы Андрей Гусейнов сообщил официальному изданию РИА «Дагестан» об установлении цены за проезд в размере 17 рублей. Причину повышения он объясняет значительным оттоком водителей маршрутных такси с линейки обслуживания. По его данным в начале года маршруток было 3 тысячи, осталось 2200 единиц.

Все водители маршруток работают по договору с двумя МУПами: «Махачкалатранс-1» и «Махачкалатранс». О том, как устроены пассажирские перевозки, «Русской планете» рассказал водитель с 15-летним стажем Магомед Абакаров.

Водители маршруток зарабатывают в среднем от одной до двух тысяч рублей в день. В месяц это минимум 30 тысяч. Из этой суммы в муниципальные унитарные предприятия они платят за путевой лист 3100 рублей в месяц. Ежемесячная арендная плата за место на той или иной маршрутной линии колеблется от 1500 до 6000 рублей. Цена аренды зависит от популярности маршрута.

Маршрут можно «выкупить» либо у МУП, либо у водителей, которые ими владеют. Цены маршрутов — от 30 тысяч и выше. Это тоже зависит от наполняемости пассажирами. В интернете можно найти объявления, например «Продается маршрутная линия 69 a, по цене 75 000 рублей.

«Покупка» маршрута означает приобретение водителем права на нем работать. Никаких документов у него на место в маршруте он за это не получает. Водители спрашивают у диспетчера, кто хозяин, платят ему и начинают работать.

Магомед Абакаров место на своем маршруте №6 выкупил, поэтому платить за аренду ему не приходится. Он может сам сдать место в маршруте в аренду. Но плату за путевой лист МУП забирает стабильно, даже если берешь отпуск или заболел и не выезжаешь на линию. Поэтому во время отгулов приходится искать себе замену. По данным Абакарова, раньше в городе было 7 тысяч маршруток, а сейчас их осталось около 5 тысяч. Многие пересели на такси, многие ушли на междугородные направления.

Иса Алигаджиев работает на 101-й линии. Маршрут начинается от поселка Хушет (южная окраина Махачкалы) и продолжается до улицы Толстого возле ЦУМа, в центре Махачкалы. Пассажиропоток на этой линии ниже среднего, говорит собеседник. За аренду маршрута он ежемесячно платит 1 500 рублей в МУП «Махачкалаавтотранс-1», за путевку специалист МУПа ежемесячно забирает у него по 3100 рублей. Техосмотр каждые полгода стоит 600 рублей, страховка пассажиров — 500 рублей в год, лицензия — 1000 рублей в год, страховка машины — 2600 рублей в год.

Ежедневно формальный медосмотр (печать медика) стоит 20 рублей (24 рабочих дня — 480 рублей). Плата диспетчерам, которые работают на выездной и конечной остановках маршрута — по 30 рублей в день (за 24 рабочих дня — 1440 рублей).

Иса Алигаджиев также сообщил, что иногда их штрафуют или пытаются штрафовать налоговые инспекторы за неуплату налогов. Но водители не зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, поскольку работают по договору с МУП «Махачкалатранс-1». Согласно этому договору, Алигаджиев якобы берет принадлежащий ему же микроавтобус «ГАЗель» в аренду у муниципального унитарного предприятия. Соответственно налоги и страховые взносы должен платить работодатель — муниципальное унитарное предприятие. Но отчисления в страховые и пенсионные фонды не осуществляются. Платит ли МУП налоги с этих взносов — водители не знают.
Как сообщил один из водителей, на линии 4 А, возможно, работает около трехсот маршруток, а постоянно курсируют около ста. Саид Эмиргамзаев работает на 19-й линии. Там, по его словам, ездят 50 машин. Он лет 10 назад покупал место в этой линии за 50 тысяч рублей. Но никаких правоустанавливающих документов на эту линию у него нет. Говорит, что зарабатывает в день 500–600 рублей.

– Раньше, лет 15 назад, водители регистрировались как предприниматели и открывали линии. Потом Амиров (бывший мэр Махачкалы. — РП.) на всех линиях поставил своих диспетчеров, создал МУПы, существующие на бумаге, — говорит Эмиргамзаев.

Всего в Махачкале более 60 линий, по которым курсируют маршрутные такси. На каждой линии их от пятидесяти и больше.

Бывший сотрудник Дагестанского УФАС России рассказал «Русской планете», как занимался мониторингом тарифов у автотранспортных МУП в Махачкале 5 лет назад. Когда запрашиваются данные о доходах, МУП предоставляют недостоверные сведения и занижают свою прибыль. И в то же время предоставляются завышенные или необоснованные затраты на ГСМ, амортизацию, ремонт и т.д. Хотя ремонт производят сами водители, а на конечных остановках нет никаких пунктов техобслуживания или комнат отдыха для них. Поэтому определить уровень их рентабельности невозможно.

Цену, по словам собеседника, может повысить регулирующий орган — в данном случае администрация города Махачкалы. Для этого нужно предоставить обоснования. Но прокуратура, если считает повышение тарифов необоснованным, может оспорить это решение в суде.

По данным бывшего сотрудника администрации Махачкалы, маршруток несколько лет назад было около 10 тысяч. И с них, по оперативным данным правоохранителей, в месяц собирали около 30 млн рублей различных платежей.

«Они так и будут играться» Далее в рубрике «Они так и будут играться»Подозреваемый в убийстве полковник полиции остается на свободе Читайте в рубрике «Титульная страница» Страшная смерть королевы комедииСегодня легендарной советской актрисе Тамаре Носовой могло бы исполниться 90. Но она умерла 10 лет назад в жуткой нищете Страшная смерть королевы комедии

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»