Память о первых христианах
Харм святого Григориса. Фото: Муса Мусаев

Харм святого Григориса. Фото: Муса Мусаев

Корреспондент «Русской планеты» побывал в мусульманском селе Нюгди, где было построено первое христианское культовое сооружение на территории России — часовня святого Григориса

Нюгди затерялся в 35 километрах южнее Дербента. Из ближайшего крупного населенного пункта Белиджи, туда ведет пыльная грунтовка. Вот и первые нюгдинские дома, огороды, гуси, куры, индейки, и ни одной живой человеческой души, чтоб спросить, правильной ли дорогой идем мы с товарищем. Армамс Данилов армянин из Дербента, согласился поехать со мной в Нюгди, чтоб показать все и рассказать о храме. Но и он, бывавший здесь не раз, едва не пропустил улочку к храму. Вот мы у местной мечети. А вдали, из-за деревьев, выглядывает купол храма.

Он был построен на месте часовни 98 лет назад. А сама часовня только в XIX веке дважды перестраивалась зажиточными армянами. Удивительно, что сами они не живут в Нюгди уже более 200 лет. При царе Павле I, село временно, отошло к Персии, и армяне были вынуждены переехать вглубь Российской империи. На их место переселились представители ираноязычных народов и горские евреи. В 90-х годах прошлого века основная масса евреев эмигрировала в Израиль. Сейчас в Нюгди проживают азербайджанцы и лезгины. Но армяне продолжали следить за состоянием часовни первого епископа Кавказской Албании святого Григориса и издалека. Они совершают сюда паломничество. «Дербентские армяне, а также их соотечественники из других городов России, раз в год приезжали в Нюгди на поклонение», — писал в «Истории Дербента», вышедшей в 1906 году, Евгений Козубский.

Ну, вот мы приближаемся к месту, где было самое древнее христианское культовое сооружение. Дербентские исторические памятники находятся под охраной ЮНЕСКО. А храм святого Григориса охраняет, как оказалось, обыкновенная азербайджанская семья. Мы зашли к хозяевам за ключами, а они угостили нас крепким чаем. В 1962 году постановлением Совета министров СССР храм был признан памятником истории. Однако в годы советского атеизма паломничество сюда прекратилось, церковь пустовала. А в 90-х годах прошлого века, и вовсе оказалась заброшенной, и начала разрушаться. Листая монографию, наткнулся на фотографию, на которой видно как на крыше храма росли деревья. Похоже, дербентский ракушечник — самый плодородный из камней. Стены, купол, крыша, храма построены из этого самого дербентского камня-ракушечника. Возле храма большой дуб осыпает храм желудями. Армамс Данилов показывает рядом двухметровые кустарники дуба, и говорит, что такие же росли на крыше храма.

Армяне выходцы из Дербентского района, решили восстановить традицию. В начале двухтысячных годов здесь появляются первые паломники нового поколения. Теперь, в день святого Григориса, который отмечается в последнее воскресенье августа, в Нюгди приезжает от 400 до 800 армян. Многие из них вносят свой вклад в реставрацию храма, и благоустройство территории вокруг него. Среди них — медиамагнат Арам Габрелянов.

Территория храма огорожена и постепенно приводится в порядок. Внутри произвели капитальный ремонт, с крыши убрали деревья. Каменную крышу и купол специальным раствором очистили от их корней, и покрыли итальянской мастикой. На потолок скоро поднимут большую люстру. На стенах — иконы святого Григориса, и других святых мучеников распространявших веру на этой земле. Недавно заказали подъемник из Пятигорска, чтоб установить на куполе крест.

– Храм в селе Нюгди в южном Дагестане хранит память о первых христианах, проникших на территорию РФ в первом веке нашей эры.  Письменные источники апостольского периода сообщают, что уже в 62 году нашей эры апостол Елисей начал проповедь веры Христовой в Чоле и Топрах-Кале, — рассказал нам заместитель директора Дербентского музея заповедника Вели Мирзоев.

Из предания церкви известно, в южном Дагестане проповедовали апостолы Христа Варфоломей, Фадей, Елисей. Один из двенадцати учеников Христовых, святой апостол Варфоломей, после проповеди Слова Божия в Малой Азии и Индии направился в Кавказскую Албанию. Страна вела постоянные войны с персами, гуннами, маскутами. Когда дербентский регион оказался под протекторатом Персии, христиане подвергались гонениям.

Как рассказал Вели Мехтиев, святой Елисей принял мученическую смерть в долине Зергун, предположительно на территории современного Азербайджана, «в краю маскутов». Тело его было брошено в яму. По одной из версий, во второй половине V века албанский царь Вачаган III обрел мощи святого, а над местом его кончины, построил часовню.  

– В четвертом веке нашей эры христианство стало государственной религией Кавказской Албании. Само государство существовало еще за сотню лет до нашей эры. В Дербенте находился Патриарший престол. Церкви албанского периода, некоторые путают с армянскими. Потомками албан —алпан — являются лезгины, и другие народы которые утратили христианство с приходом арабов. Позже, в седьмом веке, именно Дербентский регион становится центром распространения ислама, — рассказал РП руководитель Махачкалинского отделения лезгинской народного движения «Садвал» Альберт Эседов.

Согласно историческим сведениям, в 313 году албанский царь Урнайр вместе со своим войском принимает крещение от святого Григория на реке Евфрат. С этого времени христианство провозглашается государственной религией Кавказской Албании. С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых,  противостоять зороастрийской Персии. Внук Григория просветителя, Григорис по просьбе Урнаира, был рукоположен в епископы Албании и Иверии.

Историю про святого Григориса РП рассказал, руководитель армянской общины в Дербенте, краевед Виктор Данилян.

– Прибыв в Албанию из Армении, епископ Григорис рукополагал иереев, убеждал их служить святым. Затем он отправился для проповеди в лагерь кочевого государства маскутов, — говорит Данилян. — Но христианские ценности «не убий», «не укради», противоречили основам государства маскутов. Государство существовало за счет набегов и грабежей. Царь маскутов, Санесан принял Григориса за специально подосланного шпиона, и приказал казнить. Григориса привязали к дикой лошади, которую пустили по берегу моря.

Историк VII века Моисей Каланкатуаци, в своем труде «История страны Алуанк», писал: святой Григорис принял мученическую смерть в поле, именуемом Ватнеан, на берегу великого моря. Трагическое событие произошло в 337 году, в 30 километрах южнее Дербента. Ученики перевезли тело святого в монастырь Амарас, и похоронили его там. Современные ученые предполагают, что могила святого Григориса расположена на горе Джалган, недалеко от одноименного села. Эта гора возвышается над Дербентом.

На месте гибели Григориса, где ныне находится село Нюгди, ученики возвели часовню. На протяжении 1700 лет она неоднократно реставрировалась. Армянские письменные источники говорят, что в XIX веке часовня перестраивалась дважды. А в 1916 году, на месте часовни возвели храм.

Перевод армянской надписи, над одним из входов указывает на дату строительства нынешнего здания: «Храм построен на месте мученичества св. Григориса, внука отца нашего Григория Просветителя, построен на средства родных братьев Ванаценц, Григора и Лазаря Петросовичей, в год Господен 1916». Известно, что к роду Ванацянц принадлежали крупные астраханские купцы, имевшие недвижимость и в Дагестанской области.

Есть свидетельство ныне живущего в Европе Артура Паповяна, в семейном архиве которого хранится снимок часовни, датированной в 1899 годом: на переднем плане группа паломников, в том числе его дед по матери Айрапет-бек Нерсесов, проживавший в Дербенте.

В храме-часовне св. Григориса в селе Нюгди находится камень с надписью на армянском языке. Его хранил у себя дома один из местных жителей, и завещал сыну отдать его «хозяивам», когда придет время. Сын выполнил волю отца. Надпись на камне гласит: «Я, госпожа Елизовета Кочкачянц, построила церковь в память о себе и своей семье 1879 г.» В письменных источниках 1850 года, говорится, что часовню посетил Архиепископ Саркис Джалалянц «…построена маленькая часовня, внутри которой квадратная могила…»
 

«Пришли пьяные, замуровали в бетоне лом» Далее в рубрике «Пришли пьяные, замуровали в бетоне лом»Корреспондент «Русской планеты» побывал на нелегальной бирже труда Читайте в рубрике «Титульная страница» Зураб Соткилава: «Смерти нет!»Ушел человек-легенда, подаривший минуты подлинного счастья любителям оперы Зураб Соткилава: «Смерти нет!»

Комментарии

20 сентября 2014, 13:21
Армяне придумали новый миф - самый древний христианский храм России - это армянский. И российские СМИ распространяют эту ложь о "древнеармянской" церкви в селе Нюгди (Дагестан).
20 сентября 2014, 13:25
Ну почему же миф? Вполне может быть, учитывая направление распространения христианства с юга на север... А то что храм строили армяне, или наоборот другие народы - так это действительно уже вряд ли теперь возможно с точностью проверить и доказать.
Но не это главное. Главное то - что вам по-сути не чего меж собой делить, поймите!!!
Что вы ни как не можете наконец начать жить в мире и согласии? Чего вам не хватает? Зачем все эти бесконечные распри и споры?
20 сентября 2014, 14:53
дорогой Юлиан - я был там в Нюгди и знаю местную специфику, армяне не подозревали об этом храме пока в середине 19 века туда не приехал их священник, веками память об этом храме хранят жители села : евреи, таты, лезгины и азербайджанцы . Ключи и камень от основания церкви хранится в азербайджанской семье села Нюгди - именно рассказали о том где был храм и армяне ныне отстроили на этом метсе железобетонную церковь но выдают ее за храм 4 века.. об этом речь.. или это правда не нужна вам?
20 сентября 2014, 13:22
дорогой автор Муса Мусаев - вам в Нюгди рассказали неверную информацию об истории этой церкви. Буквально год назад в Дербенте проходила научная конференция на которой было сказано армянской стороне чтобы больше не распространяла мифы о том, что храм в Нюгди древнеармянский и что в селе издревле жили армяне. Храм в Нюгди не имеет отношения к современным армянам, он построен местными народами, которые были паствой Албанской Автокефальной Церкви, которая распространила здесь христианство. В начале 19 века царская Россия упразднила Албанскую церковь и передала все ее имущество, храмы, рукописи и паству в руки Армянской церкви. Тогда была осуществлена арменизация всего этого наследия в том числе храма в Нюгди.
20 сентября 2014, 13:24
И каким это боком храм относится к армянам? ))) Армяне, вам не надоело искать везде армян, особенно в Дербенте, древнем азербайджанском городе? Храм построен народами Кавказской Албании, а не вами лично, не суйте свой длинный нос туда, где вам нет и не было места ))) После упразднения албанской церкви все перешло в руки армянам, некоторым нечистоплотным индивидумам, с легкой руки которых все стало "армянским", но против истории не попрешь, кто бы из горе-историков института истории АН Армении из кожи вон не лез улыбка
21 сентября 2014, 11:44
Ризван, я разговаривал и с лезгинами и армянами. Армяне действительно утверждают, что они жили там с 4 века. Но доказательств того, что они там жили, нет. Есть письменные источники, что армяне жили в Дербентском регионе с 18 века. Перт I их переселил в это время. И армянские купцы в 19 веке реставрировали и перестраивали древнюю часовню. Но о пребывании в Дербентском регионе христианских проповедников в первом и четвертом веках свидетельствуют письменные источники. К сожалению, регион малоизучен археологами. Они могли бы установить точную датировку находок христианского наследия. То что на Дербентской земле покоятся мощи святых апостолов Христа, говорят письменные источники. До 7 века центром Дербент был центром распространения Христианства. А с 7 века началось распространение ислама. В Дербенте похоронены 40 сподвижников пророка Мухммада.
21 сентября 2014, 12:31
Из всего следует, что необходимо изучать регион, нужны новые раскопки и масштабные изучения региона, такие, что бы не делали отдельных открытий а упорно искали все звенья цепи истории региона и соединяли их воедино.
22 сентября 2014, 15:41
дорогой Муса, в 4 веке в Дербенте проповедовал святой Григорис, который этнически был парфянином, его дед Григорий Партев - основавший Армянскую церковь тоже был парфянином, Св.Григорис проповедовал в Дагестане среди гуннов и маскутов - тюркоязычных племен, царь которых Санатрук приказал казнить молодого Григориса по древнему кочевому обычаю - разорвать на части привязав к коням.. а сегодня армяне придумали новый миф - самый древний христианский храм России - это армянский.. и странно видеть что этот миф они продвигают в российских СМИ руками дагестанских журналистов.
27 сентября 2014, 10:25
Ризван, опровергая армянскую версию, вы не приводите доказательств
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»